Автокраски: чтобы быть красивым

Известным фактом является то, что при продолжительной эксплуатации автомобиля больше всего страдает не двигатель, подвеска или другие узлы автомобиля, а кузов и лакокрасочное покрытие, нанесенное на него. Владельцы новых автомобилей радуются свежему лакокрасочному покрытию, которое обеспечивает их транспортному средству красивый вид. Однако в процессе эксплуатации происходит выцветание краски, на лакокрасочном покрытии возникают трещины, оно тускнеет и теряет свой первоначальный вид. Но к счастью, изменить внешний вид автомобиля, вернуть ему первоначальный облик под силу каждому.

Решить все проблемы с внешним видом автомобиля поможет подбор краски для автомобиля и покраска автомобиля. Данная услуга предлагается многими техническими станциями по обслуживанию автомобилей. Спрос на неё от года к году только возрастает. Обычно за ней на автосервисы обращаются не  автовладельцы, чьи машины побывали в ДТП, в результате которого на поверхности кузова имеют нарушения лакокрасочного покрытия. Чаще всего это люди, которые решили сменить цвет автомобиля, обновить его внешний вид, поменяв цвет кузова или сделав его более оригинальным, добавив аэрографию. Проблем с выбором краски в настоящее время нет. Нужно лишь разобраться во всем их многообразии, представленном на рынке. 

Краска представляет собой пленкообразующее вещество, к составу которого добавляются пигменты. Помимо этого в своем составе краска содержит и различные растворители и наполнители, которые обеспечивают улучшение её свойств. Основная роль пленкообразующего вещества заключается в том, чтобы при нанесении краски она не стекала как вода с поверхности, а оставалась на ней в виде слоя небольшой толщины. Пигменты являются тонкими порошками, различия между которыми заключается лишь в их цвете. При их добавлении в окрашиваемый материал их растворения не происходит. Они определяют цвет, а кроме этого способствуют улучшению свойств красочной пленки. Кроме того, они отличаются защитными противокоррозионными свойствами. Введение наполнителей происходит через краску, что обеспечивает улучшение их эксплуатационных свойств, таких как прочность, защита, ускоренное высыхание, пластичность.

Автомобильные краски принято относить к типу эмалевых красок. Они представляют собой тонкую суспензию пигментов в лаке. Сам лак является раствором пленкообразного вещества в органическом растворителе. После его высыхания на поверхности и создается слой защитной пленки.

В настоящее время различают автомобильные краски трех типов: декоративные, физико-механические и защитные.

Декоративные являются цветом, блеском и структурой покрытия. Объяснять, что такое цвет, думаем, не нужно никому. Еще несколько десятилетий назад количество цветов автомобильных красок было ограничено, то сегодня количество цветов так велико, что каждый может подобрать подходящий для своего автомобиля. При этом компании-производители автомобилей разрабатывают новые автокраски. В качестве сравнения можно привести такой примечательный факт: в 1970 году существовало всего 2500 цветовых оттенков. К 1996 году эта цифра выросла до 20 тысяч. В настоящий момент количество цветовых оттенков составляет 59 тыс. И нужно заметить, что данная цифра не окончательная.

Блеск – является самой нарядной составляющей автомобильной краски. Он имеет определенные параметры. Если сравнивать блеск с черным стеклом, у которого уровень блеска принимается за 100%, у автомобильных красок данное значение находится в пределах 60-70%.

Если говорить о структуре краски, то отметим, что принято считать, что автомобильные краски имеют «шагреневую» структуру, которая наилучшим образом скрывает неровности. Кроме того, покрытие с такой структурой человеческим глазом воспринимается как наиболее качественное.

К наиболее характерным для автомобильных красок физико-механическим свойствам принято относить такие, как твердость, прочность, эластичность, а также тепло и морозостойкость. Твердость имеет количественные выражения на основе его сравнения со стеклом. У автомобильных красок она равна 50-55%.  Автомобильная краска, отличающаяся прочностью и пластичностью не должна давать трещин при изгибах и ударах.
Тепло- и морозостойкость – под ним следует понимать устойчивость краски к перепадам температуры. В заводских условиях автомобили окрашивают с расчетом на сохранение декоративных свойств покрытия в течении трех лет в умеренном климате.
Тепло- и морозостойкость – это стойкость к перепадам температуры. На заводах автомобили окрашивают с расчетом на то, чтобы декоративные свойства покрытия сохранялись не менее трех лет в умеренном климате.
Под защитными свойствами автокраски следует понимать её стойкость к воде, бензину, моторному маслу и солнечному свету, а также атмосферным воздействиям. Кроме того, к числу таких свойств принято относить и антикоррозионные свойства.

В зависимости от способа применения готовые автомобильные краски можно разделить на базовые автокраски, эксклюзивные автокраски и краски в аэрозольной упаковке. Традиционными красками являются краски, имеющие стандартные оттенки. Под эксклюзивными красками понимаются разновидности базовых красок, в составе которых присутствуют редкие и дорогие пигменты. Благодаря им можно добиться игры света на покрытии, а также получить уникальные "переливающиеся" оттенки. К группе эксклюзивных также можно отнести направление "хром". Данная краска обладает способностью отражать свет подобно зеркалу. Готовые краски, содержащиеся в аэрозольных упаковках, как правило, используют для выполнения локальной окраски различных поверхностей, например, колесных дисков, пластиковых бамперов, выхлопных труб. Основное преимущество  аэрозольных красок заключается в том, что отсутствует необходимость в их разведении. Кроме того, они удобны в использовании.

Выбор автокраски. Обычно под капотом каждой машины имеется табличка, на которой зафиксирован VIN-код автомобиля. Он содержит точную характеристику цвета, в который автомобиль был окрашен на заводе-изготовителе. Используя данную информацию, можно приобрести или сделать заказ на "подборку" краски, которая полностью идентична заводской. Принимая во внимание тот факт, что со временем происходит выцветание краски, изменяется её оттенок, поэтому лучше всего приобретать краску непосредственно "с участием" автомобиля. Для этого необходимо пригнать машину и за небольшую плату колорист подберет наиболее подходящий цвет для вашего «железного коня». Обычно для определения цвета специалистами используется таблица цветов, которая предлагается на станции техобслуживания. Однако если подбор цвета осуществлять эксклюзивно, то это обойдется на порядок дешевле.

Все краски, которые в настоящее время предлагаются на рынке, на основании их химического состава можно разделить на три группы: алкидные, меламинмоноалкидные и акриловые эмали.

Алкидные эмали. Имеют ряд особенностей. Основной является способность полимеризоваться или, говоря другими словами, высыхать под воздействием температур. Отметим, что высыхать такие краски начинают уже в условиях комнатной температуры. После нанесения таких красок получается достаточно эластичное покрытие, отличающееся устойчивостью к воздействиям химического и физического характера. Также покрытие устойчиво к воздействию бензина и растворителей. Однако у этих эмалей есть и недостатки. Основным является то, что они подсыхают довольно быстро, а вот для высыхания их более глубоких слоев требуется гораздо больше времени. Автомобили, которые только окрашены нужно бережно обращаться в первые часы после окраски, иначе можно легко повредить покрытие. Для ускорения процесса высыхания можно использовать специальные составы ускорители (отвердители).

Меламинмоноалкидные эмали имеют и другое название "синтетические". Данный вид краски является единственным, полимеризация которой происходит без использования атмосферного кислорода, специальных отвердителей. Все необходимое входит в состав таких красок. Краски данного вида имеют самую широкую цветовую гамму, в которую входят даже самые сложные перламутровые оттенки, и "металлики". Однако применение данных красок сопряжено с определенными сложностями. Засыхание таких красок начинается лишь при температуре от 100 до 130 градусов. Это создает трудности при их использовании вне заводских условий. Однако в некоторых технических центрах имеются специальные покрасочные камеры, в которых обеспечены необходимые условия для проведения окрашивания с использованием таких красок.
Акриловые эмали. Эмали данного типа в настоящее время являются наиболее распространенными и в заводских  условиях и вне их. Акриловая краска имеет ряд плюсов. Главным стоит считать то, что в слое эмали образуется полиуретановая сетка. Именно благодаря ей покрытие становится более эластичным, повышается его прочность. В составе акриловой краски можно выделить два основных компонента: эмаль и отвердитель. Их смешивание происходит непосредственно перед покраской. При смешивании она мгновенно вступает в реакцию, после чего краска быстро затвердевает. Отметим, что данный процесс начинается при температуре окружающего воздуха +15 С. Высохнув, акриловая эмаль легко подается полировке. Окрасить автомобиль также можно без особых проблем. А все благодаря высокой прочности  и химической стойкости, которые имеет слой эмали.
15 лет назад рядом европейских производителей автомобилей, в частности Volvo, Audi, Volkswagen началось внедрение технологий, предполагающих проведение краски на водной основе. Это было связано с тем, что некоторые экологические нормы были серьезно ужесточены. Однако данные краски достаточно дороги.

Но заметим, что производство автомобилей постоянно развивается. Технологи-колористы постоянно разрабатывают новые виды красок, технологии их нанесения. Так, недавно стало известно о появлении красок, которые после нанесения находятся в аморфном состоянии. Благодаря этому цвет покрытия кузова остается неизменным. Управлять ориентацией частиц в краске можно, если использовать специальный пульт, в котором создается электрическое поле. При этом частицы одного полюса присоединяются к кузову автомобиля, а другие непосредственно к слою краски. При этом происходит изменение положение частиц, меняется преломление света в слое краски, тем самым происходит изменение слоя цвета покрытия. Можно сделать предположение, что автомобили, окрашенные такой краской будут пользоваться большим спросом у женщин. Ведь тогда у них появится возможность менять оттенок в соответствии с цветом своей одежды.

"Умные" автомобильные краски были разработаны японскими производителями. Их особенностью являются молекулы ДНК и окислы титана, входящие в их состав, которые, к слову говоря, индивидуальны для каждого автомобиля. Такая краска, нанесенная на автомобиль, помогает полиции быстрее найти машину виновника ДТП, который скрылся с места происшествия: следа краски, который остался на другой машине будет вполне достаточно для того, чтобы определить, кто виноват.

Японцами была разработана и другая краска, которая в состоянии самостоятельно залечить все царапины, а также небольшие повреждения на кузове. Её особенностью является входящее в её состав эксклюзивное покрытие Scratch Guard Coat. В зависимости от температуры окружающего воздуха, а также глубины царапин для самостоятельного устранения царапин потребуется  время от одного дня до недели. Процесс "заживления" заметно ускорится, если на поврежденный участок вылить немного теплой воды.
Однако вне зависимости от свойств, которыми обладают современные виды автомобильных красок, совет беречь покрытие своего автомобиля всегда будет актуальным. Начинать заботиться о сохранении лакокрасочного покрытия кузова нужно уже после покупки автомобиля. Регулярно ухаживая за ним, вы обеспечите сохранения его первоначального вида в течение длительного времени.